Маршрут №21
По рекам Тутока - Явосьма и Паша от погоста Пят-ница до деревни Усть
- Капша (схема 5).
Протяженность - 130 километров. Число ходовых дней - 7 - 8. Сезонность - 20
апреля - 10 мая. В высо-кую воду отдельные препятствия - III - IV категорий сложности.
Река Тутока вытекает из озера Тутока и, слившись с Ретешей, дает начало
левому притоку Паши - Явосьме, впадает в Пашу на 172-м километре от устья.
На участке от погоста Пятница до деревни Никульское населенных пунктов
нет. Длина Тутоки - 47 кило-метров, уклон - 1,61 м/км.
Подъезд к началу маршрута - от станции Ефимовская железнодорожной линии
Ленинград - Вологда ав-тобусом на совхоз ╚Радогоща╩. Выходить надо у грун-товой
дороги на бывшую деревню Печная Нива. Из автобуса она не видна, так как
начало дороги, примы-кающей к шоссе, исчезло из-за карьера, который может
служить ориентиром для остановки. Не доезжая двух километров до остановки,
справа от дороги находится озеро Лидское.
Выйдя из автобуса, надо пройти влево до конца карьера, откуда хорошо
видна дорога, идущая на Печ-ную Ниву. Отсюда начинается волок до урочища
Пят-ница протяженностью 4,5 километра. Дорога, с глубо-кими колеями от
трактора и местами заболоченная, идет лесом и через 500 метров приводит
к развилке - идти левой. Через 2 километра ее пересекает ручей, по-сле
которого надо пройти еще 400 метров и повернуть вправо под углом, по малозаметной
лесной дороге. Идти по ней легче, чем на первом участке. Через 1,6 ки-лометра
дорога приводит к погосту Пятница, со старин-ным кладбищем и развалинами
деревянной церкви. У реки старая, недействующая узкоколейная дорога, а
выше - удобное место для лагеря и сборки байдарок. Ширина реки в этом месте
3 - 4 метра, глубина - око-ло одного метра. По берегам стоит лес. Первые
6 кило-метров пути часто преграждаются завалами. Необхо-димо иметь с собой
поперечную пилу и топоры. Места-ми лес прерывается вырубками, заросшими
.молодой по-рослью березняка. Река сильно петляет, течение быст-рое. Ориентиров
до впадения левого притока - реки Глубокой - нет (20 км от погоста Пятница
и 30 км от истока из озера Тутока). Ниже весь отсчет километра-жа дается
от погоста Пятница. Через 4 километра - нежилая деревня Исаковская. В ней
сохранилась изба, пригодная для ночевки. На 27-м километре, справа, впа-дает
самый крупный приток - Ильмас, после чего ши-рина реки увеличивается до 17
метров, а глубина - до 1,5 метра. Встречаются короткие, проходимые перекаты.
На 36-м километре, на левом берегу, бывшая деревня Нестерове. Один дом
поддерживается охотниками в жилом состоянии. В районе деревни перекат.
Начиная с 42-го километра до деревни Никульской - цепь мощ-ных перекатов
и порогов. Русло - плиточник - известняк. Мест для аварийной высадки почти
нет. При низкой воде здесь потребуется проводка судов, а при очень вы-сокой
воде - даже обнос. Участок опасный. Между по-рогами две безлюдные деревни.
На левом берегу - Опо-ка, а напротив, на правом, - деревня .Манково. Через
один километр после них русло раздваивается. Левое - более узкое и глубокое,
с сильным течением. На выходе опасный порог, проходить лучше правым рукавом,
более широким и мелким. Может потребоваться проводка. На 46-м километре - большая
деревня Никульское. Отсю-да начинается ряд населенных пунктов. Сразу же
ниже деревни Тутока сливается с Ретешей и получает новое название - Явосьма.
Длина Явосьмы - 53 километра. Уклон - 0,96 м/км. Река расширяется до 20 метров,
те-чение сильное. Начинается цепь сильных перекатов, проходимых по главной
струе. На 48 - 49-м километре слева впадает река Сарна. Ниже деревни Паньшино
(51 - 52 км) - демонтированная сельская ГЭС. Слив справа. До деревни Гришкино
(58-й км) - ряд перека-тов, опасных в большую воду. Дальше река спокойнее,
но ненадолго. Начиная с 77-го километра по 79-й кило-метр - очередная серия
сложных перекатов. На 82-м километре - большая деревня Абрамове. Здесь новый
железобетонный мост, и слева к реке подходит дорога. С 87-го, полтора километра
не доходя деревни Ключниково, сложный порожистый участок. Нужен предварительный
осмотр с берега. С 93-го по 99-й километр (до деревни Давыдовщины) - участок
наиболее мощ-ных перекатов и порогов, многие из них требуют обя-зательного
предварительного просмотра. На 96-м кило-метре - демонтированная ГЭС. Ниже
Давыдовщины, у деревни Новинка, Явосьма впадает в Пашу, и дальше путь проходит
вниз по Паше (о Паше см. маршрут № 19).
После деревни Заборовье встретится порог, прохож-дение которого возможно
только после просмотра с бе-рега. На последних четырех километрах - серия
не-сложных перекатов, которые местные жители называют порогами.
Около поселка Усть - Капша реку пересекает мост на шоссе Тихвин - Лодейное
Поле, а в 100 метрах ниже - устье Капши, самого крупного притока Паши. Здесь
удобно закончить маршрут и автобусом или попутным транспортом доехать до
города и железнодорожной станции Тихвин. Если маршрут оформлен как категорийный,
то для получения зачетных справок надо прой-ти еще вниз по Паше 45 километров,
чтобы длина мар-шрута соответствовала II категории сложности. Выезд не
представляет сложности, так как вдоль левого бере-га Паши проходит шоссе
Тихвин - Паша.
Существует второй вариант подъезда к началу мар-шрута - по узкоколейке
от поселка Ефимовский. От вокзала надо идти вдоль путей (в сторону Вологды)
и далее по левому ответвлению до диспетчерской узкоко-лейной железной дороги
(800 м).
Чтобы обеспечить проезд, желательно предваритель-но списаться с руководством
УЖД. По договоренности можно доехать прямо до моста через Тутоку или с
пере-садкой в поселке лесозаготовителей Алешины Нивы.
Высаживаться надо в 30 метрах до моста, на правый берег, после чего
перенести весь груз за мост тоже на правую сторону, где на берегу есть
место для сборки судов. Разгрузиться там сразу нельзя, так как путь про-ходит
по узкой, крутой насыпи.
Собрав байдарки, идти вниз по течению. До ближай-шего удобного места
для лагеря - 2,5 километра.
В этом варианте отпадает тяжелый волок, но зато остается выше интересный
участок до погоста Пятница.